ИНФОРМАЦИЯ Рынок минеральной воды в России Массированная реклама здорового образа жизни сделала свое дело. Потребление питьевой и минеральной воды, которая пропагандируется как непременный атрибут здоровой жизни неуклонно растет. Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России. По оценкам аналитиков его емкость составляет около $ 800 млн. в год или 1,25 млрд. литров в натуральном выражении. На долю минеральной и питьевой воды приходится около 40% всего рынка безалкогольных напитков. Под общим названием «минеральные воды» объединены абсолютно различные по составу и назначению продукты, что далеко не всегда известно конечному потребителю. Часто люди даже не отличают просто очищенную питьевую воду от природной минеральной воды. В соответствии с действующим ГОСТом к питьевым минеральным водам относятся подземные воды природных источников, которые характеризуются постоянством химического состава. В зависимости от уровня минерализации воды и содержания специфических компонентов различают столовые, лечебно-столовые и лечебные питьевые минеральные воды.
Как уже упоминалось, рынок минеральной воды в России развивается очень динамично. В 2002 и 2003 годах производство и потребление минеральной воды росли в среднем на 30% в год. На данный момент в России потребление минеральной воды составляет порядка 10 литров на человека в год. Для сравнения, в Европе этот показатель достигает 100 литров на человека в год. По данным исследовательской компании КОМКОН 23% россиян потребляют минеральную воду два-три раза в неделю. И только 4,8% не пьют минералку вообще. В последние несколько лет отечественные марки питьевой и минеральной воды постепенно вытеснили иностранных конкурентов, невысокая цена позволила бутылке воды перестать быть атрибутом «хорошей» жизни, а столь неотъемлемой частью ежедневного рациона большинства городских жителей России. Наиболее известными марками минеральной воды по оценке независимого института РОМИР стали «Ессентуки», «Нарзан», «Новотерская целебная», «Славяновская». ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО МАРКАМ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ
Основными факторами, влияющими на решение о покупке минеральной и столовой воды, являются ее марка и целебные свойства. Другим важным критерием является цена продукта, но она находится на третьем месте, так как важнее марка минеральной воды и ее целебные свойства. Из 40 заводов и специализированных цехов по розливу минеральной воды в марте 2004 года работали 27 или 67,5 процента всех предприятий в регионе, занимающихся промышленным розливом минеральных вод. В марте месяце розлив составил 24 млн. 170 тыс. 200 литров минеральной воды, на 3 млн. 616 тыс. 500 литров меньше, чем в марте 2003 года, но на 1 млн. 686 тыс. 600 литров больше, чем в марте 2002 года. За три месяца 2004 года розлив составил 48 млн. 378 тыс. 700 литров, что на 14 млн. 102 тыс. 800 литров меньше, чем за соответствующий период 2003 года. Заводы минеральных вод региона в 1-м квартале 2004 года произвели 2 млн.654 тыс.400 литров питьевой бутилированной воды и 155 тыс.700 литров направлено на экспорт. От работы предприятий по розливу минеральной воды за 1 квартал 2004 г. поступило налоговых платежей в бюджеты всех уровней 16 млн. 965 тыс.рублей, в том числе 3 млн. 752 тыс.рублей в местные бюджеты. Структура налоговых платежей – 53,2 процента в федеральный, 23,0 процента в краевой и 23,2 процента в местный бюджет. Ессентуки. В первом квартале 2004 года в Ессентуках введен новый универсальный завод по розливу минеральной воды «Аква-Вайт». На его территории расположены цех по розливу минеральной воды, оснащенный итальянским оборудованием, производительностью 6000 бутылок в час, здание администрации, водоподготовки, где может храниться более 450 кубометров воды, а также склад готовой продукции. На заводе будет производиться розлив в ластиковые бутылки минеральной воды Ессентуки-2 новая, Ессентуки-4, Ессентуки-17, а также Ессентуки-1 и новая фирменная минеральная вода «Аква-Вайт». Используется стеклянная тара 0,62 л и пластиковая 0,5 л, 1,5 л и 5 литров. Одиннадцать предприятий Ессентуков обеспечили в марте 2004 года розлив 819 тыс. 200 литров минеральной воды «Ессентуки № 2 – новая», Святой ключ, «Ессентуки № 4», «Ессентуки № 17», «Ессентуки № 20», «Кисловодской», «Славянской», «Ессентуки – родниковой», Новоессентукской целебной и «Нагутской», на 3 млн. 208 тыс. 400 литров меньше, чем в марте 2003 г. За 3 месяца 2004 г. заводы минеральных вод Ессентуков обеспечили розлив 1 млн. 653 тыс. 100 литров или на 7 млн. 872 тыс. 700 литров меньше, чем за соответствующий период 2003 года. Не работали 2 завода: ООО «Ессентуки» и ООО «Кавминкурортрозлив». От работы заводов минеральных вод в бюджет города поступило 999 тыс.рублей налоговых платежей. Удельный вес розлива минеральных вод в Ессентуках составил в марте месяце и с начала года 3,4 процента к общему объему розлива в регионе. Минеральные Воды. Четыре предприятия Минеральных Вод и Минераловодского района обеспечили в марте месяце розлив 12 млн. 259 тыс. 300 литров минеральной воды «Новотерской целебной», «Ессентуки № 2, 4, 17, 20», Славяновской, Железноводкой и «Нагутской», на 3 млн. 683 тыс. литров больше, чем в марте 2003 года. За 3 месяца 2004 г. заводы минеральных вод обеспечили розлив 24 млн. 850 тыс. 200 литров, на 8 млн. 439 тыс. 400 литров больше, чем за три месяца 2003 года. Вода «Новотерская целебная» экспортировалась в первом квартале 2004 г. в страны СНГ в объеме 27 тыс. 200 литров. За 1 квартал 2004 г. в консолидированный бюджет от работы заводов минеральных вод поступило налоговых платежей 9 млн. 577 тыс.руб., в том числе 1 млн. 17 тыс. рублей в местный бюджет. Минераловодские предприятия в 1-м квартале 2004 г. обеспечили розлив 1 млн. 878 тыс. 100 литров питьевой бутилированной воды. Удельный вес розлива минеральных вод в марте месяце составил 50,7%, а с начала года – 51,4% к общему объему розлива в регионе. Кисловодск. Предприятиями город Кисловодска в марте месяце произведен розлив 4 млн. 639 тыс. 500 литров минеральной воды «Нарзан», Ессентуки – 2,4, 17, «Славяновкой» и «Кисловодский источник», на 2 млн. 763 тыс. 500 литров меньше, чем в марте 2003 года. За три месяца 2004 года заводы минеральных вод Кисловодска обеспечили розлив 7 млн. 27 тыс. 500 литров, на 11 млн. 670 тыс. 200 литров меньше, чем за соответствующий период прошлого года. В 2004 году по прямым договорам 128 тыс. 500 литров минеральной воды «Нарзан» направлено на экспорт. От работы заводов минеральных вод города в бюджеты всех уровней поступило налоговых платежей 6 млн. 546 тыс.рублей, на 1 млн. 608 тыс.руб. больше, чем за 1 квартал 2003 года. В городской бюджет направлено 278 тыс.рублей. Удельный вес розлива минеральных вод в Кисловодске составил в марте месяце 19,2 процента, а с начала года – 14,5 процента к общему объему розлива в регионе. Железноводск. Шесть предприятий Железноводска в марте 2004 года обеспечили розлив 2 млн. 689 тыс. 400 литров минеральной воды «Славяновской», «Смирновской», «Железноводской», «Консульской», «Лысогорской» и «Нагутской-26», на 1 млн. 59 тыс. 600 литров меньше, чем в марте 2003 года. За три месяца 2004 года заводы минеральных вод Железноводска обеспечили розлив 6 млн. 818 тыс. 800 литров, на 2 млн. 865 тыс. литров меньше, чем за три месяца 2003 года. Произведено также 102 тыс. л. бутилированной питьевой воды. От работы заводов минеральных вод города в бюджеты всех уровней поступило налоговых платежей 1 млн. 368 тыс.руб., в том числе 510 тыс.рублей в городской бюджет. Удельный вес розлива минеральных вод в Железноводске составил 11,1%, а с начала года 14,1 % к общему объему розлива минеральных вод в регионе. Пятигорск. В городе производством и розливом минеральной воды занимаются 8 предприятий и специализированных цехов. В марте месяце работали 5 предприятий, обеспечивших производство 3 млн. 292 тыс. 600 литров минеральной воды «Машук-19», «Славяновской», «Ессентуки 70», «Кисловодской», «Ессентуки № 4», «Курортной Кисловодской», «Горячеводской», «Пятигорской», «Нагутской» и «Ессентуки № 21», на 1 млн. 163 тыс. литров больше, чем в марте 2003 г. За три месяца 2004 года заводы минеральных вод Пятигорска обеспечили розлив 6 млн. 664 тыс. 200 литров, на 3 тыс.200 литров меньше, чем за три месяца 2003 года. От работы заводов минеральных вод города в бюджет поступило налоговых платежей 278 тыс.рублей. Удельный вес розлива минеральных вод Пятигорска составил в марте месяце 13,6%, а за три месяца 2004 года – 13,8% от общего объема розлива минеральных вод в регионе. Предгорный район. 2 предприятия Предгорного района в марте месяце обеспечили розлив 135 тыс. литров минеральной воды «Кисловодской целебной», Ессентуки – 4, 17, 20, 2- новая на 616 тыс. 200 литров меньше, чем в марте 2003 года. За три месяца 2004 года заводы минеральных вод Предгорного района обеспечили розлив 513 тыс. 300 литров, на 594 тыс. 300 литров меньше, чем за три месяца 2003 года. От работы заводов минеральных вод района в бюджеты всех уровней поступило налоговых платежей 354,8 тыс.руб., на 71,6 тыс.руб. больше, чем за 1-й квартал 2003 год. Удельный вес розлива минеральных вод Предгорного района в марте месяце составил 0,6% , а с начала года 1,1% от общего объема розлива минеральной воды в регионе. Лермонтов. В марте месяце 2004 года из 3 предприятий г.Лермонтова работало только одно, которое обеспечило розлив 335 тыс. 200 литров минеральной воды «Ессентуки-2», Ессентуки-4, Ессентуки-17, Кисловодской и Славянской на 185 тыс. литров больше, чем в марте 2003 года. За три месяца 2004 года розлив составил 851 тыс. 600 литров или на 463 тыс.200 литров больше, чем за соответствующий период прошлого года. Удельный вес розлива минеральных вод в Лермонтове за март месяц составил 1,4%, а за 1-й квартал 2004 г. составил 1,7% от общего объема розлива минеральных вод в регионе. От работы предприятий по розливу минеральной воды в консолидированный бюджет за 1-й квартал 2004 г. направлено 770 тыс.руб. налоговых платежей, в том числе 34 тыс.рублей в городской бюджет. Таблица 1. Реализация минеральной воды предприятиями Кавказских Минеральных Вод за март и 3 месяца 2004 год
Реализация минеральной воды производилась в стеклянной таре и ПЭТ – бутылках емкостью от 0,33 до 2,0 литров. За март месяц розлив минеральной воды в условной бутылке 0,5 литра составил 48 млн. 340 тыс. бутылок или 1 млн. 559 туб (тысяч условных бутылок) емкостью 0,5 литра ежедневно сходили с конвейеров заводов и цехов по розливу минеральной воды. С начала года розлив составил 96 млн. 757 тысячи условных бутылок или ежедневно с конвейеров заводов сходило 1 млн. 75 тыс.бутылок емкостью 0,5 литра. Таблица 2. Показатели марта месяца 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2001-2003 годов (в тыс.л)
В марте 2004 г. сложилось уменьшение розлива минеральных вод на 3,6 млн. л против марта 2003 года, в тоже время розлив минеральных вод значительно выше соответствующих периодов 2002 и 2001 годов. Таблица 3. Показатели марта 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года (в тыс.л)
На снижение розлива минеральной воды в марте 2004 года значительно сказалось резкое уменьшение по предприятиям розлива городов Ессентуки, Кисловодска и Железноводска. Таблица 4. Показатели трех месяцев 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года (в тыс.л)
В первом квартале проводилась реализация складской продукции IV квартала 2003 года и выпущенная в 1-м квартале 2004. Из-за небольшого спроса наращивания производства не произошло. Подготовлено отделом курортов и туризма администрации КМВ |