Только в полете живут самолеты
Широкая и прямая автострада, вытянувшись длинной полосой, убегает к Минеральным Водам. И когда справа остается уютный, карабкающийся в гору Железноводск, дорога на мгновение взлетает вверх, чудесным образом открывая представшую в легкой утренней дымке перспективу, где на фоне нежнейшей акварельной голубизны неба хорошо просматривается белоснежный, безупречно обтекаемой формы самолет, всего несколько секунд назад оторвавшийся от земли.
Аэропорт Минеральные Воды - воздушные ворота Северного Кавказа - много лет подряд встречает и провожает самолеты. Чаще всего это обычные рейсы, но иногда случались исключения, становившиеся историей для авиаотряда. Так было и 30 лет назад, когда 9 февраля 1972 года аэропорт впервые принимал ТУ-154 с пассажирами на борту, пришедший рейсом № 1213 из Москвы. Осуществил полет экипаж Внуковского производственного объединения гражданской авиации под управлением командира воздушного судна, пилота первого класса Е. И. Багмута. Рейс открыл дорогу для самолета новой модификации, ставшего самым массовым воздушным транспортным средством страны.
- Маршрут для контрольного полета был выбран неспроста, - говорит генеральный директор ГУАП «Кавминводыавиа», командир летного отряда, заслуженный пилот Российской Федерации В. В. Бабаскин, - В Минеральных Водах, как и в Москве, тогда были самые надежные аэропорты, способные обеспечить необходимую безопасность и обслуживание самолета. В те времена вся новая техника проходила испытания именно на этой линии.
И день 9 февраля назначили для полета не случайно. Именно этим числом датирован первый пассажирский перелет по маршруту «Москва - Новгород», осуществленный в 1923 году. С тех пор девятый день февраля считают профессиональным праздником людей, посвятивших себя авиации. Пуск нового самолета стал своеобразным подарком.
Это и был праздник. Как вспоминает заместитель командира летного отряда Е. А. Чернявский, ТУ-154 встречало много гостей из министерства, ОКБ Туполева, приехал и создатель самолета, генеральный конструктор Алексей Туполев, сын легендарного авиаконструктора А. Н. Туполева.
ТУ-154, выпущенный Куйбышевским авиазаводом и пришедший на смену шумному четырехмоторному ИЛ-18, быстро захватил большую долю пассажирских перевозок. Современный, комфортабельный, вмещающий гораздо большее количество пассажиров, лайнер имел и лучшие технические характеристики, в первую очередь скорость, что позволяло намного сократить время полета. Это создавало предпосылки для долгой и надежной службы машины.
А через несколько лет, в 1997 году, полеты на ТУ-154 стали выполняться и минераловодским летным отрядом. В составе первого инструкторского экипажа были: командир Н. Г. Дмитриев, пилот Ю. Н. Железнов, бортинженер В. К. Строкун, штурман В. Ф. Левдин.
Торжественно прошло награждение почетным знаком «Во благо России» заслуженного энергетика Российской Федерации, почетного работника жилищно-коммунального хозяйства России, генерального директора ОАО «Пятигорские электрические сети» Валерия Альбертовича Хнычева. Ставропольский краевой общественный комитет по наградам отметил его по праву.
Сегодня на предприятии построен, спортивно-оздоровительный комплекс, новая столовая, работники имеют социальные льготы. Руководством предприятия оказывается также большая благотворительная помощь детскому дому, школе-интернату для слабослышащих детей, обществам инвалидов войн, центру детско-юношеского туризма, лечебным учреждениям Пятигорска. Выделяются средства для медицинской помощи малоимущим. Помимо этого, В. А. Хнычеву вручена Почетная грамота от Церковного фонда (отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) «За плодотворный труд на ниве православного образования и духовного просвещения».
На снимке: председатель правления Ставропольского краевого общественного комитета по наградам «Почетный Знак» А. А. Хребтов (справа) вручает В. А. Хнычеву (слева) почетный знак.
30-летие со дня эксплуатации ТУ-154 — это юбилей для всех, кому приходилось и приходится сейчас работать с этой машиной. Но это не единственная модель самолета ОКБ Туполева, работающая в Минеральных Водах. Одним из первых приписных самолетов был ТУ-124. ГУАП «Кавминводыавиа», являясь приверженцем туполевской фирмы, всегда берет на вооружение новые марки машин, создаваемые конструкторским бюро. С 1998 года на трассах авиакомпании, а это 17 направлений по России и 13 заграничных, включая чартерные рейсы из Шереметьева, работает самолет высокого класса ТУ-204. По своим характеристикам он ни в чем не уступает, а по экономичности и превосходит Боинг-757. Это принципиально новый самолет, включающий всего три человека экипажа, способный совершать длительные беспосадочные перелеты, соответствует всем необходимым мировым стандартам. Машина производится ульяновским заводом «Авиастар», с которым «Кавминводыавиа» имеет тесные партнерские связи.
Так, в ближайшие три года авиапредприятие намерено прибрести еще три ТУ-204. А будущее за новым самолетом ТУ-334, который придет на смену ТУ-134.
Конечно, сегодня далеко не каждый может воспользоваться услугами аэрофлота - дорого. А некоторых еще отпугивают бесконечные сообщения об авиакатастрофах. Но, как заметил в разговоре заместитель командира авиаотряда Е. А. Чернявский, 75 процентов подобных случаев - причина недоученности летного состава, ошибок; здесь, так сказать, играет роль человеческий фактор. Самолет же исправный и готовый к полету людей подвести не может. По правилам перед рейсом и после него воздушное судно проходит тщательный техосмотр. А по истечении 300 часов эксплуатации подвергается углубленному техническому обслуживанию. Постоянные переподготовки проходит и экипаж - по отработке аварийных ситуаций на тренажерах, уделяется внимание работе при различных погодных условиях.
Но любое предприятие — это не только техника, все оживает лишь с прикосновением человеческих рук и души. ГУАП «Кавминводыавиа» ценит своих специалистов, таких, как пилот-инструктор ТУ-154 А. П. Зубач, пилот-инструктор летного отряда А. И. Гнатченко, командир экипажа ТУ-204 В. Б. Егизарян, штурман Ю. С. Тарасенко, ведущий инженер АТБ В. В. Моргунов. Всегда с улыбкой встречают пассажиров бортпроводники — С. С. Малафеева, Т. В. Литовченко, Т. Д. Громакова, а возглавляет эту службу Т. Г. Харлова.
Комфортабельные самолеты, высокий сервис обслуживания, безопасность полетов и, что тоже немаловажно, регулярность выполнения рейсов прочно зарекомендовали ГУАП «Кавминводыавиа» в числе лидеров отечественных авиапредприятий. Ярким доказательством того — совещание 12 сентября 2001 года в Москве с Президентом РФ В. В. Путиным, где принимали участие разработчики самолетов, заводы-изготовители и авиакомпании. Среди 300 российских авиапредприятий на встрече присутствовали четыре ведущих, и среди них — «Кавминводыавиа», которое представлял генеральный директор В. В. Бабаскин. Василий Викторович отмечает внимание президента к вопросам авиации, как положительный факт, способствующий развитию отрасли, имеющей резервы для дальнейшего роста.
Есть такой резерв и у минераловодского предприятия, чьими услугами пользуются не только жители региона и других близлежащих республик. Самолеты с эмблемой KMV хорошо известны как в России, так и за рубежом. Сегодня аэропорт обновляется технически, но назрела необходимость строительства новой взлетно-посадочной полосы, реконструкции аэровокзала и международного павильона.
Когда-то и в Пятигорске был свой аэропорт малой авиации. Сегодня сиротливо пустуют ангары. И только угадывающееся за домами поле напоминает о взлетающих неторопливых самолетах-тружениках. Но и среди пятигорчан живет немало людей, связанных с авиацией. И это тоже их праздник.
Авиация сравнительно молода. За ней будущее. Впереди новые познания, все более усовершенствованные человеческой мыслью машины. И, наверное, это одна из стихий, которая всегда будет нести оттенок героики и романтизма от тех давних времен, когда у человека впервые родилась мысль - создать крылья.