ПЯТИГОРСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

Курортный городок Пятигорск рос стремительно. В 1803 году это еще «местность государственного значения», а в 1829 г. А. С. Пушкин, заехав сюда по пути в Арзрум, писал: «Здесь нашел я большую перемену... нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука... Везде порядок, чистота, красивость... Весело жить в таком городке!» В Пятигорске жили, отдыхали и даже в ссылке пребывали весело. Балы в Ресторации, описанные М. Ю. Лермонтовым, прогулки к Провалу, восхождения, как А. С. Пушкин в 1820 г. «на острый верх пятихолмного Бешту, Машука». Позже стали приезжать известные артисты и даже гастрольные труппы. Нужны были подходящие зрительные залы. В частном доме Р. Теплосерной, в здании на Театральной улице, где теперь кинотеатр «Родина», в залах гостиниц гастролировали актерские труппы, приезжавшие на Воды, часто - украинские. Из столиц приезжали знаменитости - М. Г. Савина, Н А. Андреев, певческая капелла Д. А. Агренева-Славянского, собиравшая аншлаги.

Еще в 1900 г. обсуждалась необходимость постройки в Пятигорске курзала. Но в 1901 г. в Цветнике построили Лермонтовскую галерею, частично предназначенную для казенного театра. Гастрольная жизнь забурлила с новой силой. В. Комиссаржевская, Л. Собинов, Шаляпин, - каждый курортный сезон ознаменовывался приездом столичных знаменитостей. В городском музее сохранилась программа гастролей мая-июня 1906 года товарищества русских драматических артистов под управлением С. Долинина. В числе показанных спектаклей значится пьеса М. Горького «Дети солнца». Но Лермонтовская галерея могла принимать зрителей только летом. Да и общественная жизнь города все настойчивее заставляла подумать о подходящем здании «для доставления пятигорчанам и отдыхающим различных развлечений». Инициатором строительства такого здания был общественный всесословный клуб, созданный директором пятигорской группы курортов М. Соловьевым.

В апреле 1914 г. в пятигорской воскресной газете был опубликован рисунок главного фасада клуба, выполненный главным архитектором инженером А. Кузнецовым, автором Народных и Тиличиевских (Пироговских) ванн. Началось строительство на средства богат купцов здания клуба с театром на участке известного конезаводчика Т. Султан-Гирея. Архитектор умело использовал стесненный участок склоне горы Горячей, предусмотрев до самого ее верха пять террас, открытых и закрытых - целях осуществления разумного времяпровождения для семейных и холостых».В августе 1914 г. началась мировая вой. Средства скудели, скудело внимание к стройке, но энергичный М. Соловьев в короткие сроки - за год с небольшим! - реализовал проект. 17 мая 1915 года, к изумлению многих на тесном, но живописном участке было открыто и освящено просторное и столь же живописное здание. Главный фасад его украсила керамика художника И. Калмыкова, сохранившаяся до наших дней. Вместе с клубом Пятигорск получил театральный зал с современной сценой и большой библиотекой. Кроме того в фойе устраивались балы, для которых на специальном балконе играл оркестр. Рядом работал ресторан с большой кухней. Имелись так комнаты для игры в карты и бильярдная.

Сразу же после открытия клуба в нем начал функционировать «Веселый театр художественных эскизов», в репертуаре которого были - комедия, интермедия, балет, оперетта, особый жанр московского театра-кабаре «Летучая мышь» и парижских театров. Первым руководителем театра был А. Сорин. Спектакли пользовались огромным успехом, в день давали два спектакля, а в праздничные дни – три. Ну и конечно, приезжали музыкальные театры, артисты-гастролеры. Курортная жизнь расцветала яркими красками. В революционном хаосе было утрачено внутреннее убранство театра, в том числе занавес и декоративные полотна. Как и при строительстве здания, помог частный бизнес. Театр был восстановлен.

И вот гремит музыка двух оркестров - в последнюю ночь 1919 года устраивается грандиозный бал-маскарад «Долой 1919 год и как хорош 1920 год». В постановке А. К. Королева и Р. А. Шульмана в театре идут привезенные откуда-то спектакли-оперетты «Маскота», «Сильва» (в совершенно новых декорациях и специально приобретенных аксессуарах), «Гусарская любовь», «Аскольдова могила» (опера Верстовского); 6 января - «Прекрасная Елена» (роскошные греческие костюмы, торжественный выход царей, после спектакля - последний, Рождественский, бал-маскарад, 7 января - «Дама в красном» (по точным рисункам, по которым она была поставлена в Париже)... Весь январь 1920 г. один за другим шли спектакли, вызывающие ностальгию по былым курортным временам: «Жрица любви» (световые эффекты уже тогда!), «Король веселится».

Феерия закончилась с наступлением 11-й армии на Скверный Кавказ. 15 марта 1920 г. красные вошли в Пятигорск. По предложению С. М. Кирова здание театра принял под свою опеку городской Совет профсоюзов. Народный дом получил новое название - Дворец профсоюзов. Оставшиеся на Водах артисты во главе с режиссером Стальским торжественно открыли 15 апреля 1920 г. театр с постоянной труппой. В трудные годы всеобщей разрухи артисты театра были обеспечены квартирами и продовольственными пайками. В основном устраивались концерты со сценками на злободневные темы. С этими концертами ездили по районам. В религиозные праздники устраивали танцы под духовой оркестр и ставили антирелигиозные сценки.

В репертуаре театра вместо сценок и скетчей (благодаря местным силам) появились спектакли. Ставились инсценировки по произведениям местных писателей С. Бабаевского, И. Чумака, а также первые пьесы Бориса Ромашова «Федька - есаул» и «Набат в горах», поставленные им самим. Продолжали гастролировать театры страны, в том числе украинские музыкально-драматические театры. В 1934 город Пятигорск стал центром вновь образованного Северо-Кавказского края, и театр стал называться краевым драматическим. Под художественным руководством заслуженного артиста Российской федерации А. Иванова ставились пьесы «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Волки и овцы» А. Островского, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Интервенция» Л. Славина, «Чужой ребенок» В. Шкваркина. Играли артисты Флоринский, Каимов, Кондарев, Шабельская, Воробьева и другие.

В 1937 г. краевым центром стал Ворошиловск (Ставрополь), и труппа переехала туда. Пятигорск вновь остался без постоянной труппы. Но по-прежнему приезжали на гастроли театры страны: балетная труппа Виктории Криди, украинский музыкальный театр Саксаганского, труппа лилипутов. По много месяцев работал на гастролях Чечено-Ингушский театр музыкальной комедии, не имевший в Грозном собственной театральной сцены. Пятигорская, сцена стала для него родной. Здесь театр ставил премьеры, имел постоянные декорационный, пошивочный и другие цехи, отсюда ездил на другие гастроли. Проработав несколько летних сезонов в Пятигорске, после успешных гастролей в Ленинграде, Чечено-Ингушский театр был навсегда переведён в Пятигорск.

10 марта 1939 года опереттой Б. Александрова «Свадьба в Малиновке» был торжественно открыт Театр музыкальной комедии на Кавминводах. Наряду с этой, только что написанной и многие годы лучшей музыкальной комедией, ведущее место на сцене занимали и другие современные спектакли. Так театр определил свою репертуарную линию. Здесь шли «На берегу Амура» М. Блантера, «Соловьиный сад» С. Заславского, «Золотая долина» И. Дунаевского, которые отлично сочетались, дополняя друг друга, с классическими опереттами Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, И. Кальмана, Легара. В новом театре работали люди высокого профессионального мастерства: режиссеры и актеры М. Нильский, С. Ушаков, дирижер А. Боровик, заведующий музыкальной частью Синицын, балетмейстер Н. Пальмов. Сильным был актерский коллектив: А. Воробьева, Г.Чарская, Ф. Казаков, В. Алчевский, Н Молчанов, Г. Гросс, Г. Тенсон, М. Матвеева. В этом театре начали свой творческий путь такие видные мастера сценического искусства, как Махмуд Эсамбаев и Михаил Водяной, лучший тогда Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке».

Театр проводил гастроли по стране: в Ворошиловске, Смоленске, Горьком. Во время гастролей по Кавминводам решили создать свой театр музыкальной комедии. Часть пятигорских артистов осталась в этом новом театре. Отечественная война резко изменила театральную жизнь. Вдали от фронта город уже почувствовал запах войны. Все санатории стали военными госпиталями. В репертуаре театра появились сценки на военные темы. Давали концерты для раненых. А линия фронта неумолимо приближалась. Мало кто ожидал в тот августовский день 1942 года, что с эвакуацией нужно поторопиться. Успели 16 человек - директор, дирижер А. Боровик и несколько ведущих артистов. Пришедшие фашисты расстреляли коменданта театра Константина Горденина. Все оставшиеся должны были продолжать играть в спектаклях. Репертуар был прежний, а основном классическая оперетта.

Редкие спектакли давались по очереди - для населения и оккупантов. Чаще в театре устраивались совещания немецкого командования. 3 сентября 1942 г. юные подпольщики Юра Бондаревский и Лева Акимов навели ракетами наш У-2 на цель - городской театр, где в это время фашистский генерал фон Клейст проводил совещание со своим офицерским корпусом. Бомбы попали в здание напротив - офицерское общежитие и поликлинику с десятками фашистов. Театр уцелел. Но при отступлении оккупантов он все же был подожжен. Огромными усилиями работников театра под руководством Н. Н. Дьяченко и городского населения здание удалось спасти от гибели. Целые сутки до прихода советских войск пламя тушили серной водой, которую по цепочке передавали ведрами из Лермонтовских ванн - ближе воды нигде не было. Подоспевшие войска окончательно затушили пожар. В короткий срок поврежденную часть восстановили, и уже в мае 1943 года на сцене театра выступали приехавшие на гастроли артисты МХАТа.

Летом 1943 г. из эвакуации вернулись ведущие артисты театра. При этом в крае образовалось два театра музкомедии: в Пятигорске и в Ставрополе. В драматическом театре Ставрополя начинал артистическую жизнь будущий народный артист Российской федерации Б. Н. Данильченко. Постепенно собирал свои лучшие силы театр в Пятигорске. Режиссер Л. Г. Мейссель и поющий помощник режиссера В. В. Лебедев пригласили дирижеров (в помощь А. А. Боровику) - И. М. Винницкого и Д. Т. Голика, скрипача Ю. И. Зельдина, а прекрасный балетмейстер Сергеев - балерин Веру Фрейман, Людмилу Рубину, Людмилу Москвитину. Возглавлял труппу директор Матвей Блувштейн. Театр стал полноценным и по уровню исполнительского мастерства, и по составу труппы: в оркестре играли 22-23 музыканта, в балете танцевали 20 человек. И опять, несмотря на сложности послевоенного быта, - гастроли. Заранее готовились жилье, афиши. Исполнялся весь репертуар - классическая и современная оперетта: «Граф Люксембург», «Голубая мазурка», «Коломбина», «Жрица огня», «Дочь падишаха» и другие.

И в Ставрополе Театр музкомедии пользовался прежним успехом. Главный театр города -драматический, отметивший в 1945 г. столетие, с трудом собирал своего зрителя и вину за это стал возлагать на оперетту. Существование в городе двух театров было признано нецелесообразным, и в 1948 г. музыкальные театры объединились в Пятигорске. Последним «прощальным» спектаклем в старом составе у пятигорчан была музыкальная комедия И. О. Дунаевского «Раскинулось море широко». Современные спектакли занимали, как и прежде, основное место в репертуаре: «Свадьба в Малиновке», «Верный друг», «Морской узел», «Соловьиный сад».

В 1945 г. в театре работал заслуженный художник Российской федерации И. Д. Арлачев. Более 150 спектаклей оформил он на сцене театра. Сотни эскизов, интерьеров, сцен, костюмов, десятки макетов создал он. В 1949 г. в театр пришел П. В. Алдахин. Фронтовик, любимец публики, он ярко исполнял роли в «Принцессе цирка», «Свадьбе в Малиновке», «Летучей мыши», «Табачном капитане» и других. В 50-е годы в спектаклях на современные темы «Вольный ветер», «Белая акация», «Беспокойное счастье», «Трембита», «Девичий переполох» с большим успехом выступали Т. В. Новикова, Е. П. Зайцева, Г. А. Чарская, Л. П. Кузнецова, В. П. Морщинин, П. В. Алдахин, М. Н. Нильский, ставший в 1957 г. заслуженным артистом Российской федерации. Руководили постановками режиссеры Б. М. Брунштейн и И. Л. Орловский, дирижер Ю. Л. Милушкин, балетмейстер С. А. Томилин, заслуженный деятель искусств Удмуртии хормейстер Н. В. Ушаков.

В 60-70-е годы постоянно обновляя классический репертуар и продолжая ставить новые современные спектакли «На берегу Амура», «Цирк зажигает огни», «Святая троица», «Огоньки», «Четверо с улицы Жанны», театр стал широко использовать гастрольную практику: Уфа и Астрахань в 1960 г., Пенза и Куйбышев в 1961 г., Архангельск и Ярославль в 1962 г. Большим событием явились гастроли в Москве в 1964 г. Успеху в немалой степени содействовали ведущие творческие работники - главный режиссер театра М. Лукавецкий, дирижеры А. Мегалинский и М. Кацнельсон, балетмейстер, заслуженный артист республики Коми Г. Ваховский, заслуженный художник Российской федерации И. Арлачев, артисты Т. Новикова, Е. Зайцева, С. Молчанова, Л. Кизиева, А. Вахонина, В. Тарасова, И. Радионова, 6. Морщинин, Л. Храмов, С. Барон, В. Хлевной, В. Карелов, Б. Алиев. В 1964 г. артисткам Т. Новиковой и Е. Зайцевой было присвоено звание «Заслуженный артист Российской федерации».

С приходом в 1980 г. нового художественного руководителя В. Шестакова в театре обозначилось стремление к содержательной драматургии и освобождению от штампов «старой» оперетты, к поискам решений, помогающих расширить идею спектакля, связать его с современностью. Репертуар пополнился новыми постановками - «Хрупкие Создания» И. Катаева (к 40-летию Победы), «Сорочинская ярмарка» А. Рябова, «Американская комедия» М. Самойлова, «Березовые сны» А. Гевиксмана, «Моя прекрасная леди» Лоу. В 1982 г. артистам С. Молчановой и В. Морщинину было присвоено звание «Заслуженный артист Российской федерации». Появились новые имена: Н. Смирнов, Б. Р. Иксанова, В. Гусаков, В. Сарыкин, 3. Зайцева, Е. Зайцев, Г. Динейкин, Н. Таланова, Р. Кравченко, В. Коротких.

80 -е годы стали годами снижения зрительского интереса и как следствие - репертуарного мелкотемья. Пришел кризис. Режиссер Я. Сонин, заслуженный деятель искусств дирижер Л. Морозовский, балетмейстер Г. Ваховский поставили перед собой задачу - вернуть зрителя в театр. Классические оперетты «Граф Люксембург», «Король вальса», «Марица», «Роз-Мари» поднимали на время интерес, но интересы людей стали слишком разносторонними, чтобы театру уделялось достойное внимание. Вместе с опереттами в постановках прежних лет («Баядера», «Летучая мышь», «Веселая вдова») они составляли основу репертуара. Зрители познакомились с новыми артистами: Н. Качановичем, А. товым, заслуженным артистом Азербайджана А. Абалмасовым. На классическую оперетту сделал опору новый состав творческого руководства театра в середине 90-х годов: художественный руководитель М. Ковальчин, музыкальный руководитель и главный дирижер заслуженный артист Грузии Л. Шабанов, хормейстер Н. Кильман, главный балетмейстер Т. Шабанова. Переименовав Театр музыкальной комедии в Театр оперетты, творческий состав продолжил линию на преимущественную постановку классической оперетты, на отточенное звучание оркестра, несмотря на его немногочисленность, на вовлечение хора в театральное действие, на танец, как действующее лицо, танцевать должны все - и солисты, и хор, и, естественно, балет. Красочность, зрелищность спектаклей стали той притягательной силой, которая собирала аншлаги, и не только на премьерах.

В новой постановке «Сильва», «Прекрасная Елена», «Мистер Икс», «Голландочка», «Пери-кола», «Веселая вдова», «Цыганский барон» стали украшением последних лет уходящего века. Театр чествовал своих лучших артистов - состоялись бенефисы заслуженных артистов России Л. Храмова, А. Лебедевой, И. Комленко (обе стали заслуженными в 1996 г. вместе с Н. Смирновым - 1994 г.). А в 1999 г. звание заслуженных артистов присвоено С. Динейкину и Н. Талановой. Особой заботой театра стала подготовка молодой смены артистов. При Минераловодском музыкальном училище силами театральных специалистов молодые певцы и танцоры учатся быть артистами оперетты - сложному искусству одновременно уметь говорить, петь и танцевать на самом высоком уровне. Практика проходит здесь же, в театре, и некоторые студенты сразу же полюбились зрителям. Первый выпуск уже не за горами. Балет театра уже ждет первых выпускников. Здесь долго не задержишься, танцовщики сменяются особенно часто. Солисты балета Д. Михайлин, Л. Макарова, С. Кузьмина готовы поделиться своими сольными номерами. Лучшие в оркестре - его концертмейстеры Г. Лысенко, В. Мельников, Е. Иомдина.

В месте с главными специалистами вот уже три десятилетия готовят, оттачивают, доводят до совершенства все премьерные спектакли бессменные еще с 60-х годов концертмейстеры театра заслуженный работник культуры Э. Горбенко и А. Мелконов, а позже - и М. Быкова. Ветераны театра - балерины, хористы, завершая карьеру, не хотят покидать театр, а под руководством опытных наставников работают во вспомогательных цехах. 53 года работает в театре реквизитор Л. Бельская, 44 года руководит парикмахерским цехом В. Мендакова, 37 лет с ней Л. Макарова и немного меньше Г. Динейкина. Более 30 лет трудятся костюмер - Е. Васильева, реквизитор Н. Ульянцева, монтировщик А. Воеводин, художники по свету Ю. Осипов и С. Зорин. Вместе с популярными еще с 60-х годов артистами театра Е. Зайцевой, С. Молчановой, Л. Храмовым, вместе с коллективом театра под руководством его директора заслуженного работника культуры России Светланы Леонидовны Калинской театр успешно готовится к празднованию своей очередной годовщины.

 

Наши координаты:

Ставропольский край, 357500, город Пятигорск, парк "Цветник", Театр Музыкальной комедии.

Директор: Калинская Светлана Леонидовна
Заведующая литературной частью Театра оперетты: Вагнер Нели Борисовна
Телефон для справок: (86533) 5-22-21
Факс: (86533) 5-92-45